В своем интервью заместитель гендиректора по правовым вопросам, вопросам взаимодействия с государственными органами и коммуникаций Артем Филипьев рассказал о том, в чем суть постановления Шевченковского районного суда г. Киев, на основании которого на предприятии в очередной раз состоялись обыски Службы безопасности Украины.
Также обсудили налоговые проверки и обжалование их результатов, особенности начисления рентной платы за пользование недрами и продолжающееся давление на бизнес.
В своем интервью Артем Филипьев рассказал о том, в чем суть постановления Шевченковского районного суда г. Киев, на основании которого на предприятии в очередной раз состоялись обыски Службы безопасности Украины. Также обсудили налоговые проверки и обжалование их результатов, особенности начисления рентной платы за пользование недрами и продолжающееся давление на бизнес.
Недавно в СМИ появилась информация об обысках в «АрселорМиттал Кривой Рог». Как отмечается в соответствующих документах, компанию обвиняют в уклонении от уплаты налогов на сумму более 4.446 млрд грн. Скажите, пожалуйста, какова цель очередных обысков на предприятии? Они уже состоялись? Чего ожидать компании, и что стоит за этими следственными действиями?
Да, действительно, 13 октября Шевченковский районный суд г. Киев своим решением предоставил разрешение Службе безопасности Украины на проведение обыска в «АрселорМиттал Кривой Рог». Как законопослушный налогоплательщик компания всегда тесно сотрудничает с правоохранительными органами. Обыски СБУ на предприятии состоялись 15 октября. Во время обыска представители Главного следственного управления СБУ изъяли оригинал решения Государственной налоговой службы Украины о результатах рассмотрения жалобы нашего предприятия.
Данное решение было принято Государственной налоговой службой по результатам административного обжалования предприятием доначислений после плановой проверки. В постановлении Шевченковского суда указано, что это решение составлено в одном экземпляре, оригинал которого находился на предприятии, и его изъятие необходимо для осуществления следственных действий.
Обращаем внимание, что в соответствии с постановлением ходатайство следователя предусматривало предоставление доступа к более широкому перечню документов и носителей информации. У следователя было намерение получить доступ к жалобе предприятия, возражениям к акту проверки, дополнительным объяснениям и ходатайствам предприятия, документам, касающимся начислений по рентной плате, а также технике, на которой такая информация находится. Однако совершенно справедливо, что следственный судья удовлетворил ходатайство частично, предоставив разрешение на получение только оригинального экземпляра решения о результатах рассмотрения жалобы. С использованием именного этого документа следователь и должен был совершить необходимые, по его мнению, следственные действия.
Расскажите подробнее о содержании постановления Шевченковского районного суда г. Киев? Неужели там действительно фигурирует даже такая громкая статья как «финансирование терроризма», помимо обвинений в уклонении от уплаты налогов? Какие основания для таких серьезных статей обвинения?
Суть постановления заключается в предоставлении следователю одноразового разрешения на проведение обыска в административном здании предприятия. Получение такого постановления является обязательным условием для осуществления обыска в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Украины.
В постановлении указано, что уголовное производство открыто по факту совершения ряда уголовных преступлений. Их условно можно разделить на несколько групп: «коррупционные» (злоупотребление властью), преступления в сфере хозяйственной деятельности (уклонение от уплаты налогов, отмывание имущества), преступления против общественной безопасности (финансирование терроризма). Разумеется, компания категорически отвергает эти необоснованные обвинения.
Также обращает на себя внимание интересный факт: в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Украины все перечисленные «коррупционные» статьи относятся к подследственности Национального антикоррупционного бюро Украины. Его задачей является противодействие криминальным коррупционным правонарушением, совершенным высшими должностными лицами. Преступления в сфере хозяйственной деятельности должны расследоваться Государственной фискальной службой Украины (бывшая налоговая милиция). Из всех инкриминируемых уголовных преступлений лишь одно относится к подследственности Службы безопасности Украины – финансирование терроризма. Возникает вопрос. Нельзя ли предположить, что такой красочный букет уголовных статей появился исключительно для того, чтобы расследование дела осуществляла именно СБУ, которая не имела бы такого законного права при других условиях?..
Все началось с документальной плановой выездной проверки, которую провел Офис крупных налогоплательщиков ГФС Украины в 2019 г. Какими были результаты проверки? Почему вы решили их обжаловать? Имела ли компания на это право, подтвержденное законодательством Украины? Насколько после этого уменьшились доначисленные обязательства?
В прошлом году Офис крупных налогоплательщиков провел плановую проверку предприятия по соблюдению налогового, валютного и другого законодательства за предыдущие 4 года, за 2014-2019 гг. Проверка касалась вопросов начисления и уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизного налога, рентной платы за пользования недрами, платы за землю. По результатам проверки контролирующий орган увеличил налоговые обязательства «АрселорМиттал Кривой Рог», применив штрафные санкции в объеме 7,9 млрд грн.
Выводы Офиса крупных налогоплательщиков основываются на:
Однако мы полагаем, что указанные в акте проверки выводы не соответствуют требованиям налогового законодательства и актуальным правовым позициям Верховного Суда.
Предусмотренная законодательством процедура проведения налоговых проверок обеспечивает налогоплательщику право представления возражений к акту проверки. Наша компания воспользовалась этим правом, а в дальнейшем также обжаловала полученные налоговые уведомления-решения в Государственную налоговую службу Украины. К жалобе предприятие добавило ряд документов, в частности, экспертные заключения, первичную документацию, судебные решения. В результате беспристрастного рассмотрения поданной жалобы в порядке, установленном действующим законодательством Украины, доначисленные обязательства для предприятия уменьшились вдвое – до 3,5 млрд грн.
В своем решении об удовлетворении жалобы предприятия Государственная налоговая служба (ГНСУ) обратила внимание на частичное несоответствие акта установленным законодательством требованиям и противоречивость позиций компании и контролирующего органа о начислении и уплате рентной платы. Это касалось различий в выводах относительно переработки железной руды в железорудный концентрат.
Также была проведена дополнительная внеплановая проверка по налогу на землю, согласно выводам которой часть результатов плановой проверки не подтвердилась.
Кроме того, ГНСУ частично отменила начисления, связанные с так называемыми нереальными операциями. Предприятие уже доказало, что определенные операции по выполнению ремонтных работ, поставки огнеупоров, запчастей и электрооборудования действительно имели место, а их реализация подтверждена соответствующими документами.
Затем компания обратилась в суд. В чем суть иска?
После завершения процедуры административного обжалования «АрселорМиттал Кривой Рог» обратился в Окружной административный суд г. Киев. Наше намерение – обжаловать доначисление в размере 3,5 млрд грн. Это мы также считаем безосновательным и незаконным. Право судебного обжалования решений, с которыми налогоплательщик не согласен, гарантировано Конституцией Украины, Налоговым кодексом и Кодексом административного судопроизводства Украины. В подтверждение своей позиции предприятие приводит ряд аргументов и демонстрирует доказательства, которые полностью опровергают позицию Офиса крупных налогоплательщиков.
С связи с выявлением дополнительных доказательств противоправности налоговых уведомлений-решений в октябре компания подала еще один иск в Окружной административный суд г. Киев. Это связано с грубыми процедурными ошибками со стороны инспекторов во время проверки, что, по нашему мнению, приводит к признанию недействительности акта проверки и неправомерности выписанных налоговых решений.
Слушания по делам продолжаются и назначены на ноябрь 2020 г.
Одно из крупнейших доначислений «АрселорМиттал Кривой Рог» получил относительно рентной платы за пользование недрами. На чем основывался вывод налоговых инспекторов? Законны ли требования к предприятию о начислении рентных платежей именно с рудного концентрата, если другие производители платят ренту по добыче руды?
По результатам проверки компания получила доначисления по рентной плате за пользование недрами в размере 2,8 млрд грн. Налоговики подчеркивают якобы неправильное определение предприятием объекта рентной платы. Мы не согласились с такими выводами, что и стало причиной их административного обжалования.
Налоговый кодекс определяет, что украинское налоговое законодательство основывается на равенстве всех плательщиков перед законом, недопущении проявлений налоговой дискриминации. Государство обязано обеспечивать одинаковый подход ко всем налогоплательщикам. Отметим, что «АрселорМиттал Кривой Рог» использует технологический процесс, аналогичный тому, который применяют другие горно-обогатительные предприятия. В отношении них уже есть соответствующая односторонняя и последовательная судебная практика в Украине. Учитывая это, мы решительно отвергаем любые обвинения относительно неправильного начисления и уплаты рентной платы за пользование недрами.
Что же все-таки является объектом рентной платы для промышленных предприятий? Есть ли какая-то уникальность в методике расчета ренты именно для вашего предприятия?
«АрселорМиттал Кривой Рог» определяет в качестве объекта железную руду, тогда как налоговики убеждены, что объектом должен быть железорудный концентрат. Однако именно позиция предприятия согласуется с предписаниями Налогового кодекса Украины.
Суды разных инстанций в своих решениях неоднократно указывали, что объектом налогообложения рентной платой является именно минеральное сырье – руда, а не конечный продукт производства. Соответственно, концентрат или агломерат невозможно отнести к минеральному сырью и определить как объект налогообложения. Как пример – такие решения были вынесены в пользу основных горно-обогатительных комбинатов, работающих в Кривом Роге.
Нормативно-правовые акты и документы определяют железную руду как товарную продукцию добычи полезных ископаемых и разработки карьеров. Руда, которую добывает предприятие, соответствует отраслевым стандартам для товарной продукции, прошедшей первичную переработку. Поясню, что обогатительные фабрики нашего предприятия обеспечивают глубокое обогащение железной руды. В результате концентрация магнетита в продукте возрастает до 65%. Поэтому при получении железорудного концентрата происходит качественное изменение железной руды. Таким образом, процесс обогащения железной руды выходит за пределы первичной переработки. Поэтому мы считаем, что объем железорудного концентрата не является объектом налогообложения рентной платой.
Мы заявляем, что нет никакой уникальности в методике расчета рентной платы для «АрселорМиттал Кривой Рог». В своей деятельности предприятие руководствуется исключительно нормами Налогового кодекса Украины.
«АрселорМиттал Кривой Рог» в самом деле получил экспертные выводы в подтверждение своей позиции?
Да, это правда. Наше решение по определению объекта налогообложения было принято в результате глубокого анализа законодательства, изучения судебной практики, позиций контролирующего органа и полученных экспертных заключений. Только после этого компания определила в качестве объекта рентной платы именно руду, а не концентрат. Мы получили заключения ведущих аудиторских и юридических компаний, а также ученых, и они убедительно доказывают два важных факта:
1) для налогообложения рентной платой должна использоваться стоимость добытой железной руды, а не железорудного концентрата;
2) качественное изменение состояния полезных ископаемых и их форм в результате обогащения руды на предприятии выходит за рамки первичной переработки в понимании законодательства.
К слову, дискуссия, которая велась вокруг изменения налогового законодательства относительно рентной платы в прошлом и начале этого года также указывает на это. Тогда законодатель рассматривал возможность внесения изменений в нормы Налогового кодекса, которые позволили бы использовать в качестве объекта именно концентрат, а не руду.
Какой объем рентной платы «АрселорМиттал Кривой Рог» за добычу железной руды и налога на землю в 2015-2019 гг., ведь именно в этот период фигурирует в деле?
В 2015-2019 гг. предприятие уплатило в бюджеты всех уровней более 40 млрд грн налогов и сборов, в том числе 1,8 млрд грн – это рентная плата за добычу железной руды и 2,1 мдрд грн – налог (плата) за землю. Общая сумма уплаченных налогов и сборов за 9 месяцев 2020 г. уже составила 4,8 млрд грн.
Считаете ли вы сложившиеся обстоятельства давлением на бизнес? Вероятна ли политическая составляющая, ведь события развернулись накануне выборов в Украине? Нуждается ли компания в поддержке со стороны государства, как крупнейший иностранный инвестор в стране?
Мы не хотели бы делать поспешных выводов, однако высокий уровень беспокойства в данной ситуации вполне оправдан.
Во-первых, процедура административного обжалования является законной возможностью налогоплательщика доказать правомерность своих действий, если в ходе проверки контролирующий орган устанавливает нарушение. Это право гарантировано нормами Налогового кодекса Украины. Налогоплательщик не может быть наказан за то, что налоговая отменила часть своих доначислений. Такое поведение правоохранительных органов противоречит фундаментальным принципам права. Скажите, какой сигнал получит общество и государственный аппарат в данной ситуации?.. В обстоятельствах, когда ты встаешь на защиту законных прав налогоплательщика в довольно очевидной ситуации, – но выходит, что совершил преступление и будешь преследуемым. О какой эффективности функционирования государственной власти, о котором верховенство права можно говорить в таких условиях? По нашему мнению, это очень тревожный и негативный сигнал.
Во-вторых, компания АрселорМиттал глубоко обеспокоена инкриминированием совершения преступления, предусмотренного такой громкой статьей как «финансирование терроризма». Создание террористических группировок либо финансирование отдельного террориста возможно лишь с прямым умыслом, с осознанием преступности своих действий и их последствий. Это однозначно противоречит планам крупнейшего инвестора в этой стране, ответственного налогоплательщика и законопослушного международного бизнеса. Наряду с другими обвинениями, о которых мы узнали из постановления Шевченковского районного суда, это создает угрозу значительных репутационных рисков для компании. Безусловно, мы готовы к серьезной защите своей деловой репутации. Однако, уверен, что сам факт того, что нам приходится защищаться в ситуации, когда нет согласованных налоговых обязательств, – это весьма показательно для бизнес-сообщества. Одно дело является более красноречивым, чем тысячи слов, которые традиционно провозглашают политики об открытости страны для инвестиций и международного бизнеса.
В заключение скажу, что «АрселорМиттал Кривой Рог» является одним из крупнейших в Украине налогоплательщиков. Предприятие систематически платит все налоги и сборы в полном объеме, как предусмотрено действующим законодательством. Параллельно, даже в самые кризисные для отрасли периоды, инвестирует в развитие производства и эко-модернизацию. Мы поддерживаем масштабные социальные проекты. Поэтому необоснованные обвинения относительно возможного занижения сумм уплаченных налогов вызывают у нас существенное беспокойство.
Компания неоднократно задается вопросом, свидетельствуют ли такие действия о давлении на инвестора? Уже сам факт того, что мы вынуждены ставить перед собой этот вопрос, явно не способствует улучшению инвестиционной привлекательности Украины. Поэтому мы очень надеемся на внимание государственной власти к сложившейся ситуации, и верим в верховенство права в Украине, где компания АрселорМиттал успешно работает уже 15 лет.