Огромный железобетонный бык, который «охраняет» выезд из Днепра на обочине криворожской трассы в этом году отмечает свой четвёртый юбилей.
Громадина стала своеобразным символом Таромского и неплохим ориентиром — «остановите за быком», или «за быком — направо» работают намного лучше Google maps.
Об этом сообщает kp.ua.
В полном расцвете сил
В этом году «рогатый» отмечает серьезную дату — сорок лет с момента создания.
Идея установить памятник принадлежит доктору сельскохозяйственных наук, профессору, академику Национальной академии аграрных наук Украины, заслуженному зоотехнику Украины Владимиру Козырю.
Шел 1978 год, в Днепропетровске открылся Институт животноводства, которому прочили славу едва ли не центра сельскохозяйственной науки в стране. Единственное, чего не хватало молодому учреждению — запоминающейся эмблемы. Владимир Семенович, возглавлявший тогда институт, предложил на эту «роль» быка.
— В других институтах тоже есть животные-символы. В Институте свиноводства стоит свинья.
В Киевской области тоже бык стоит, но он какой-то слабенький, как теленок. Хотелось воинственного, — рассказал автор памятника. — Однажды шел я по бульвару, где обычно у нас в городе художники свои работы выставляют. На одной из картин увидел нарисованное стадо животных, среди них бык. Причем симпатично так нарисован.
Владимир Козырь разговорился с художником, тот оказался еще и скульптором и согласился помочь животноводам.
Находчивый полковник
Первый блин получился комом. Макет из пластилина, который принес мастер, не понравился.
— Гляжу — теленок теленком, — вспоминает заслуженный зоотехник. — Тогда скульптор попросил выпустить животных, чтобы посмотреть на них, понаблюдать. Мы устроили настоящие смотрины, выпустили несколько лучших красавцев.
Быки начали драться между собой. И тут, не успели мы и глазом моргнуть, как наш скульптор перепрыгнул через изгородь и оказался прямо между разъяренных быков. Стоит, быстро эскизы зарисовывает. Мы начали кричать, вытащили его, пока беды не случилось.
Каждый бык — около тонны веса, вполне может растоптать человека. Ух, поволновались тогда. Зато через время получили другой пластилиновый макет, сантиметров 35-40. Бык получился более грозный, мускулистый, но опять стоял в какой-то пассивной позе.
Я тогда за рога взял, голову наклонил, задрал хвост, поднял правую ногу. Решили холм насыпать, как будто бык на него взбирается.
Когда с быком определились, встал вопрос, где его установить. Место выбрали, собрали разрешения всех инстанций, палки в колеса начали вставлять лишь дорожники. Дескать, проезжая часть очень близко находится.
— Чтобы наш бык занял свое нынешнее место, пришлось пойти на небольшую хитрость. Помог нам в этом командир одной воинской части, настоящий полковник! — говорит Владимир Козырь.
— Позвонил я ему, рассказал о нашей проблеме. И он нашел решение. Велел пригласить начальника облавтодора в гости. Начальник приехал, еще и коллег прихватил. Мы собрались на развилке. И тут, как в кино, на поле садится вертолет.
Из него выходит наш полковник. Иван Степанович начал уверять, что поблизости нигде нельзя ставить памятник, только на этом месте.
Для пущей убедительности поделился «большим секретом», мол, повсюду тут кабели правительственные, секретные.
Дорожники пытались возразить, мол, на карте ничего такого нет. Но бравый военный был непреклонен. Сказал, на то они и секретные, чтобы нигде не значиться. Якобы этот правительственный кабель еще немцы тянули из Берлина…
Хвост и рога сделали «ракетчики»
Памятник получился в три раза больше своего реального прообраза — быка украинской черно-пестрой молочной породы. Изготовлен из толстой арматуры, на нее скульптор наносил толстый 7-сантиметровый слой круто замешанного бетона. Кстати, в брюхе скульптуры есть небольшая дырка, чтобы конденсат не скапливался.
«Приукрасить» бычка вызвались на Южном машиностроительном заводе, изготовили для памятника металлические хвост, рога и кольцо в нос. Шесть крепких рабочих, каждый почти под сто килограммов, уцепились за хвост, чтобы проверить его прочность, тянули за рога и кольцо.
На официальное открытие памятника собрался весь институт. Ленточку не перерезали, зато разбили о быка бутылку шампанского, как моряки о новый корабль перед спуском на воду.
Железобетонный красавец по тем ценам обошелся институту в 5,5 тысячи рублей. На эти деньги можно было купить новенькие «Жигули» ВАЗ-2101. Но оно того стоило. Кстати, быка потом изобразили на эмблеме института.
Место свадебных фотосессий
Когда убрали изгородь и к памятнику появился общий доступ, началось нашествие желающих сфотографироваться с быком-производителем.
«У быка» назначали деловые встречи и свидания. После совещаний в областном центре районное начальство в обязательном порядке останавливалось «возле быка» сфотографироваться и выпить. А больше всего любили памятник молодожены. Невесты обязательно позировали, держа быка рукой за то, чем он отличается от коровы.
— С этим мы как-то смирились, — говорит Владимир Козырь. — Настоящий «сюрприз» ожидал перед Пасхой. Какие-то хулиганы покрасили памятнику причинное место.
Причем флюоресцирующей краской, которой наносят знаки на тепловозах. Днем ее не видно, а вот ночью — настоящее шоу.
Я собираю механизаторов, прошу: ребята, надо пойти закрасить это дело, убрать безобразие. К моему удивлению — не хотят. Я предлагаю выписать премию. С трудом мне удалось найти людей, которые согласились.
На следующий год история повторилась. Ну что ты будешь делать!
Снова пришлось выписывать премиальные за ликвидацию художеств.
На третий год возле памятника установили слежку. Два человека в ЗИЛе всю ночь освещали фарами памятник, но наутро интересная часть тела снова была покрашена.
Засланные «шпионы» клялись, что до утра наблюдали за объектом. Как хулиганам удалось всех перехитрить — непонятно до сих пор.
Источник: https://dnpr.com.ua/sobytija/legendarnyj-dneprovskij-byk-o-kotorom-my-nichego-ne-znali-interesnejshaja-istorija-foto/?fbclid=IwAR0-MfsNInsGuwmFR3O2Futl-m0tKkaSzGnNx84g3wmUcCHtGJbz6Dc-gWI