Кража комплектующих грузовых вагонов становится все более серьезной проблемой железнодорожной логистики. «Укрзализныця» и частные операторы вагонных парков заявляют о росте масштабов воровства. Несмотря на критичность ситуации, позитивных сдвигов не видно.
Имеет место порочный круг – недобросовестность персонала УЗ на местах и преступное бездействие правоохранителей, а также готовность операторов парка покупать краденные детали.
На железнодорожных станциях Кривой Рог-Главный, Лиман и Запорожье-Левое зафиксировано больше всего случаев разукомплектования грузовых вагонов.
Об этом идет речь в докладе главы правления Украинского логистического альянса (УЛА) Владимира Иващука, представленном на Rail Cargo Spring 2019.
По данным УЛА, по состоянию на апрель 2019 г. на станцию Кривой Рог-Главный приходится 22,9% всех случаев воровства деталей и компонентов грузовых вагонов. По состоянию на апрель 2019 года здесь зафиксировано 761 кража. Доля станции Лиман (Донецкая обл.) составляет 8,3% или 275 случаев. На Запорожье-Левое приходится 7,2% или 241 случай.
В пятерку лидеров антирейтинга таже попали станции Нижнеднепровск-Узел в Днепропетровской области (6,6% или 219 случаев) и Волноваха в Донецкой (5,8% или 193 случая). Общая статистика УЛА за март-апрель текущего года говорит о 3329 случаях разукомплектования.
Слайд из презентации В. Иващука
Львиная доля всех краж происходит на участках Приднепровской и Одесской железных дорог, отмечают в «Укрзализныце». По данным компании, случаи массового воровства регулярно происходят на 39 и 15 станциях соответственно.
Как рассказал директор департамента вагонного хозяйства «Укрзализныци» Олег Мотин, в этих регионах известны отдельные ситуации, когда злоумышленники не просто снимали детали для последующей перепродажи, а распиливали целые вагоны на металлолом.
«Особенно острая ситуация как с разоборудованием, так и с передислокацией вагонов [в ремонт – ред.] у нас зафиксирована на Приднепровской железной дороге, Одесской и Донецкой. На Приднепровской особенно [выделяется – ред.] это криворожский участок», – подтверждает статистику начальник управления вагонного хозяйства «Лемтранса» Роман Кириевский.
Слайд из презентации О. Мотина
Правоохранительные перипетии
Проблема разукомплектования вагонов, по словам Мотина, становится все масштабней, поскольку количество фактов воровства растет. Так, за первые три месяца 2019 года «Укрзализныця» подала в правоохранительные органы 4682 обращения. Однако их результативность оставляет желать лучшего.
Уголовные производства открыты всего по 40% (1873) обращений, только 4,7% (224) – переданы в суды. Больше половины заявлений (55,3% или 2585) полиция даже не стала рассматривать. Отказы правоохранители аргументируют тем, что заявления о воровстве должна подавать пострадавшая сторона, то есть собственники вагонов, а не УЗ.
Сложности во взаимодействии с правоохранителями возникают и у частного бизнеса, однако их причина в недобросовестной работе сотрудников УЗ на местах, считает технический директор «Рейл Лоджистикс» Максим Пасичный. Собственникам вагонов приходится «с боем» выбивать документы, необходимые для подачи заявления в полицию, говорит он.
«Есть хорошие распоряжения [Укрзализныци – ред.], где детально расписано, как должны происходить расследования случаев хищения, какие должны предоставляться документы, для того, чтобы собственники в том числе могли обращаться в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел. Зачастую добиться полного комплекта документов, предписанных этими распоряжениями, очень трудно. Документы получаем с боями», – говорит он.
Если комплект не полный, говорит Пасичный, добиться от правоохранителей возбуждения дела и полноценного расследования достаточно сложно.
Как УЗ препятствует воровству
Для сокращения объемов краж «Укрзализныця» устанавливает на грузовые вагоны защитные устройства, которые усложняют демонтаж деталей. УЗ также начала наполнять базу данных о комплектации тормозными устройствами грузовых вагонов, ведет базу данных поиска колесных пар, проводит проверку вагоноремонтных предприятий на предмет наличия украденных компонентов.
«Нам нужна ваша помощь, потому что в одиночку мы эту проблему не поборем. Нами проводится работа, мы ловим людей, мы сдаем их в правоохранительные органы, и те их выпускают. Поэтому нужна поддержка на всех уровнях по криминализации ответственности за содеянное. Вторая просьба к вам – не покупать ворованные приборы», – обратился к участникам рынка перевозок Олег Мотин.
По его словам, в некоторых случаях логистические компании соглашаются установить на вагоны, находящиеся в ремонте, ворованные детали ради того, чтобы сократить простои техники и обеспечить ее загрузку.
Источник: http://uaprom.info/article/8168-zamknutyj-krug-gde-pochemu-razvorovyvayut-gruzovye-vagony.html