Студент из Кривого Рога, два месяца отработавший в рыболовецкой артели на Днепре, тайно рассказал о том, что такое калабуха, сколько стоят «закрытые глаза» рыбинспекции, и сколько можно заработать за сезон рыбной ловлей.
О работе
«Поработать на каникулах в рыболовецкой артели на Днепре мне посоветовал брат матери. Он рыбачит уже много лет. А тут его напарник руку сломал. Вот дядька и предложил мне пару месяцев порыбачить. Я не отказался. Тем более, что заработать, по словам дяди, можно вполне прилично.
Скажу сразу: труд это адский. Пашут без выходных. Вставал в 3 ночи. Приезжали домой после 19. К четырем нужно быть «на бригаде». Так называется место базирования рыбацкого «транспорта» – катеров и калабух. Калабуха – это такая самодельная «водоплавающая» посудина, рассчитанная на пару тонн рыбы и двух-трех рыбаков. Скоростью она не отличается. Зато весьма устойчива на волнах. Но меня, человека сухопутного, поначалу мандраж бил конкретный, когда при изрядной качке, стоя в этой «скорлупке», будучи облитым ледяной водой, приходилось тащить сеть.
В «море» выходили еще до рассвета. 2-3, а то и более часа идем к «пункту назначения». Маршрут движения определяется с помощью навигатора. Место установки сетей – с помощью эхолота, указывающего на нахождение косяков рыб. На одном месте сети могут стоять по несколько дней. Все это время рыбаки ежедневно их поднимают и вытаскивают улов. Потом сети переставляют. Сказать, что это тяжело физически, значит, не сказать ничего. Это невыносимо, адски, кошмарно трудно. Ширина сети – 10 метров. Длина может достигать 150, а то и 200. Поднимать приходится вручную, обливаясь водой и раскачиваясь на волнах. Тело с непривычки болело жутко. Однажды волной швырануло к горячему мотору, так обжег руку. Ничего «Пантенолом» хорошо на ночь намазал, забинтовал, а утором – снова «на промысел».
Рыба достается из сетей, и тут же сортируется по размерам. Это мне еще повезло, что работал я в июле и августе, когда вода потеплее. А представьте, каково тем, кто рыбачит до ноября! Вечно мокрый и замерзший. Руки распухают от постоянного пребывания в воде. Ноги – от сырости. Но семьи кормить надо. Работы в большинстве небольших приднепровских поселков нет. Вот и идут « в море» от безысходности, зная заранее, что годам к 45 станут инвалидами.
О «хозяевах» и рыбинспекции
Считалось, что работаем мы «на хозяина», то есть легально. На самом деле хозяином называют человека, купившего лицензию на вылов рыбы, оформляющего трудоустройство рыбаков, и за 30% улова, дающего право промышлять «под его флагом» обычным «труженикам голубой нивы». При этом и лодки, и сети, и все иное оборудование, а также топливо и ремонты плавсредств является проблемами самих рыбаков, и к «хозяину» отношения не имеют.
Существует еще один нюанс – ловить рыбаки обязаны лицензионными сетями со строго определенным размером ячейки, попасть в которые может только крупная рыба. Но если бы мы так делали, то остались бы без улова. Рыбы в Днепре почему-то не прибывает. Брать приходится количеством, а не качеством. Потому сети ставят с ячейками намного меньшими, чем положено. Чтобы рыбинспекция и прочие контролирующие органы «закрывали на это глаза», нужно платить. Мы с дядькой платили 1500 гривень в месяц. Рыбаки с катеров, где экипаж 5-6 человек, отдают по 3000. Вот и представьте, что если только на нашей «бригаде» стояло 25 плавсредств, сколько перепадало «борцам за сохранение и преумножение рыбного богатства страны»! Говорят, что вообще на всевозможные «хабари» уходит до 25% от суммы выручки за продажу рыбы. Кроме того, по словам рыбаков, именно рыбинспекторы являются самыми злостными браконьерами. Они и сетешками балуются и даже электорудочками. А это такая гадость, что не только рыбу с глубины 50 метров достает, но и уничтожает все вокруг. Тех же рыбешек, которым повезло выжить, лишает способности к воспроизводству потомства. А что поделать? Им самим «дядей-генералов» «подкармливать» нужно. Иначе могут и должностей лишиться.
О том, сколько можно заработать
Придя на берег, улов сразу продается оптовикам. Расчет с рыбаками производится ежедневно. Сколько приходится «на брата»? А это зависит от рыбацкого счастья. Бывает, что тысячу получаешь, а бывает, что и после всех вычетов и затрат на «горючку» с «двадцаткой» уходишь. Мне повезло. За два месяца, тратя по 1500 «на жизнь», я отложил 6000 гривень. Дядька говорит, что при удачном стечении обстоятельств, за сезон с июня по ноябрь (когда заканчивается навигация и вода на Днепре замерзает), можно «поднять более 60 «штук». Деньги кажутся огромными, но если разделить на год, то 5 тысяч в месяц за это «пекло» и убитое здоровье не кажутся большим заработком. К тому же заработать эти 60 тысяч получается не каждый год и не каждому. Соглашусь ли я поработать еще? На каникулах, да, возможно. Но зарабатывать всю жизнь таким способом – нет, ни за что. Лучше в шахту пойду. Там теплее и безопаснее.
Кривой Рог LIFE