Наталья Харью – инициатор проекта, одобренного шведской сетью стоматологических поликлиник Folktandvården, которая ежегодно в сентябре проводит конкурс научных работ в области стоматологии.
В сентябре прошлого 2013 года Наталья Харью подала на конкурс проект, в котором ставила целью проследить влияние работы зубного гигиениста (которым она является, получив образование в Швеции) на здоровье пациентов.
В проекте участвовали дети с пониженным слухом в школе-интернате Кривого Рога.
Об этом зубной гигиенист Наталья Харью – родом из Кривого Рога, а ныне работащая в Стокгольме – рассказала в интервью радиостанции Radio Sweden P6.
– Я сосредоточилась на группе детей, которые никогда не получали полной информации о профилактике или предупреждении болезней во рту – дети в школе-интернате Кривого Рога. Это интернат для детей с пониженным слухом или совсем глухих. Там около 150 человек. От 6 лет до 18-ти. Там учатся дети со всей Днепропетровской области. Я созвонилась с интернатом, они согласились участвовать в проекте, и я там была в мае месяце.
– Что же это за информация, которую дают в Швеции, и которой не хватает украинским ученикам?
– Мой опыт работы и жизни (я сама из Украины) говорит о том, что это совершенно другой мир. В Швеции в стоматологических поликлиниках есть три профессии: врач-стоматолог, зубной гигиенист, которым я являюсь, и медсестра, которая помогает стоматологу. Цель работы гигиениста – предупреждение болезней ротовой полости. Есть целая классификация таких заболеваний, одно из самых распространенных – это кариес.
В Швеции принято посещать зубного врача хотя бы раз в год, или раз в 2 года, даже если ничего не болит, просто для контроля.
– Чему же, собственно, учат в Швеции детей и родителей?
– Убирать факторы, которые способствуют распространению болезней. Один из самых главных – это бактерии. Это значит: тщательно чистить зубы два раза в день, утром и вечером. Это обязательно. Плюс – дополнительно очищать промежутки между зубами. Сейчас в продаже есть масса приспособлений: зубная нить, тонкие щеточки или пластинки для чистки межзубного пространства. Мы не знали раньше, что бактерии между зубами – тоже фактор, способствующий развитию кариеса, например.
Другой фактор: неправильное питание. Я проводила такие беседы в интернате, минут на 30. Как правильно чистить зубы и как правильно питаться. Нельзя есть слишком часто, между основными приемами пищи 5 раз в день максимум: завтрак, потом часа через два можно съесть какой-нибудь фрукт, обед, полдник и ужин.
Люди, много времени проводящие за компьютером, часто и беспорядочно едят. У них всегда рядом с компьютером то булочка, то бутерброд. А зубы должны «отдыхать» между приемами пищи. И пить в этих промежутках лучше только воду. Обычную воду.
Сладости, которые в наших странах так любят и приветствуют, я сама это помню, – еще один фактор, способствующий развитию болезней, потому что сладкая пища – это питательная среда для размножения бактерий. Это и ведет к развитию кариеса, особенно у детей.
Мы провели эксперимент со специальными таблетками, которые окрашивают в ярко-розовый цвет те места во рту, где скапливаются бактерии. И дети сами видели, что даже после чистки зубов еще много бактерий осталось во рту и надо чистить зубы тщательнее. И особенно между зубами. Тут важна еще и сама техника чистки зубов, которую я тоже показывала детям в интернате.
– А какова была реакция со стороны взрослых? Не считали ли они все это «ерундой», «ничего нового», «мы все и так знаем, что надо чистить зубы»?
– Все зависит от того, как подать информацию. За годы работы в Швеции у меня выработалась своя концепция, свой подход: не ругать, не осуждать, а просто рассказывать, показать на картинке, нарисовать – вот это сейчас, а вот такое может быть через 5 лет.
Трудно себя заставить использовать зубную нить каждый день, но если подать информацию правильно, аккуратно, то пациенты начинают следовать этим советам.
Я получила реакцию детей интерната в форме ответов на вопросы анкеты. Первую анкету (которую я выслала перед приездом в Кривой Рог) дети заполняли, отвечая на вопросы: как часто они чистят зубы, боятся ли они ходить к зубному врачу или нет, как часто посещают зубного врача.
Вторую анкету дети заполняли после того, как я побывала в интернате, рассказывала и помогала им чистить зубы утром и вечером, показывала, как это надо делать правильно. Дети написали, что им очень понравилось, что они уже иначе смотрят на сладости.
В этой школе-интернате каждый день детям давали конфеты. И моим первым советом директору было: не давать детям конфеты каждый день, а собрать всю «недельную порцию» и раздать детям, например, в пятницу, перед выходными днями. Так делают, или стараются делать, шведские родители: ребенку сладости дают только раз в неделю, по субботам. (Этому даже есть специальное выражение в шведском языке «lördagsgodis», т.е. «субботние сладости» – прим. ред.) Потому что именно сахар, как мы уже сказали, ведет не только к развитию кариеса, но и способствует быстрому размножению бактерий во рту и, естественно, влияет на эмаль зубов.
Мне было очень интересно работать с детками. Это было важно и для моего собственного роста, и я надеюсь, что я смогла оказать, так сказать, гуманитарную помощь детям этого интерната.
Источник: Radio Sweden P6, http://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=2103&artikel=5966351