Вместо обещанного Киевом развития, города вынуждены направлять средства от так называемой децентрализации на покрытие расходов по образованию, здравоохранению и другим статьям, которые недофинансирует правительство.
Об этом сообщили в пресс-службе аппарата Криворожского исполкома и горсовета.
Эксперты Коалиции общественных организаций Днепропетровщины провели совместно с представителями ведущего немецкого Фонда Ганса Зайделя анализ бюджета Кривого Рога. Результаты показали, что 90% средств, переданных в городской бюджет в рамках децентрализации, направляются на покрытие расходов, которые должно финансировать государство. К концу года картина может еще более усугубиться – средств от «децентрализации» может не хватить даже на покрытие этой компенсации. Город будет вынужден забрать с ремонтов дорог, домов, школ и других статей более 65 млн грн., чтобы «перекрыть» недофинансирование центральной властью.
«Так это еще в Кривом Роге благодаря сохраненной стабильности и работающим предприятиям есть деньги для того, чтобы компенсировать недофинансирование Киевом. В других городах ситуация критическая – там закрываются школы, больницы, проблемы с льготным проездом и ремонтами дорог», – отметил представитель Коалиции общественных организаций Денис Гречко.
Гречко отметил: «В рамках децентрализации в первом полугодии городской бюджет Кривого Рога получил доходов на 273 млн. грн. больше, чем в аналогичный период 2015 года. Но, есть один существенный момент – вместо того, чтобы полученные в рамках децентрализации средства использовать на развитие, город вынужден направлять их на расходы, которые недофинансируются с государственного бюджета».
Он подчеркнул, что только за первое полугодие на обеспечение льготного проезда в Кривом Роге из городского бюджета дополнительно направлено 26 млн.грн. «В этом году местные бюджеты не получают государственное финансирование на льготный проезд. Хотя это должно быть в соответствии с бюджетным кодексом. Но ни копейки в 2016 году не выделено. И город вынужден был направить эти средства для того, чтобы бесперебойно мог работать муниципальный электротранспорт, чтобы можно было возить людей льготных категорий, которым правительство отменило бесплатный проезд, и чтобы сохранить самую низкую в Украине стоимость проезда в горэлектротранспорте -1,5 гривны»,- сказал Д. Гречко.
Кроме того, такие сферы как образование и медицина с прошлого года должны получать субвенцию – средства из государственного бюджета – на свое содержание. Однако, они недофинансируются более чем на 30%. «Но, как мы видим, даже в этих тяжелых условиях мэр Юрий Вилкул не допустил закрытия больниц и школ, сокращения людей. Из городского бюджета дополнительно на здравоохранение направлено почти 100 млн. грн., на образование – 75 млн. грн. Это серьезные цифры», – отметил эксперт.
Еще один острый вопрос – поддержка профтехобразования. «В связи с прекращением государственного финансирования в начале года ПТУ могли закрыться по всей стране. Мы все помним, как во многих городах люди выходили и блокировали улицы. В Кривом Роге этого не было, поскольку средства выделил городской бюджет. Для того, чтобы более 10 тысяч учащихся могли продолжать обучение в ПТУ, а тысячи преподавателей получать зарплату, из городского бюджета было выделено 43 млн. грн. После многочисленных обращений и митингов по всей стране правительство выделило немного денег – на уровне 30% от потребностей. Поэтому ПТУ, по сути, продолжают существовать за счет городского бюджета»,- сказал Д. Гречко.
«Если сложить все цифры, то из городского бюджета уже в первом полугодии более 90% средств (244 млн.грн), полученных от децентрализации, направлено на те статьи, которые недофинансирует государство. А в рамках года денег от децентрализации вообще не хватит на покрытие недофинансирования. Прогнозные показатели таковы: в рамках децентрализации город получит 460 млн. грн., тогда как на медицину, образование, льготный проезд и другое необходимо будет направить более 525 млн. грн. Чтобы обеспечить их финансирование и не допустить коллапса деньги надо будет снимать с других статей – соцсферы, ремонтов дорог, крыш и так далее», – подвел итог Денис Гречко.