Начальник экологического отдела ГП "ГПИ "Кривбасспроект" Валерий Аблец разместил в своем блоге весьма интересный пост о нашем городе:
Давно хотел уделить внимание одной из разновидностей нашего дореволюционного кирпича. Кирпича, из которого процентов так на 60-70 построена старая историческая часть Кривого Рога, называемая часто в быту "Городом". Кривой Рог имел в то время статус местечка и был представлен, в основном, именно этой частью. Кирпич этот довольно незаметен, он серый, с легким голубовато-зеленоватым или бежевым оттенком. Легко сливается с современной цементно-бетонно-силикатно-шиферной серостью. Легко покрывается разными побелками и красками, поэтому не всегда распознается. Если краска теплых оттенков и легко проникает в кирпич, то кирпич кажется сделанным из глины. Этот кирпич воспринимается как нечто само собой разумеющееся: незаметный такой себе строительный невзрачный фон, к которому лепится все остальное.
Но не все так просто. Всмотревшись в старые стены наших домов, увидим, насколько они непросты, и насколько непроста указанная серость. Эта серость уверенно держит стены зданий уже 100-120 лет. Зачастую она складывается в сложные узоры кирпичного стиля. Иногда кирпичи и камни в стенах перемешиваются в весьма любопытных сочетаниях. Чтобы это увидеть, не надо много времени. Достаточно 40-50 минут, чтобы пройтись по старым коротким улочкам. Только надо знать примерный маршрут. Многим он знаком и интуитивен: по старым улицам ноги сами ведут.
"Потайной" дом во дворе на углу проспекта Почтового (бывший пр. К. Маркса) и ул. Александра Поля ( бывшая ул. Октябрьская, д. 1А). Первый этаж – керамический кирпич, второй – шлаковый кирпич (ШК). Пристройки к зданию – советского периода.
Левая (западная) сторона этого же дома, снизу – кладка из неправильных блоков сарматского известняка, сверху – из ШК. Местами в ответственные и другие случайные места вложен кварцит (в данной заметке кварцитами мы будем называть любые горные породы – железистые кварциты, сланцы и другие, относящие к комплексу метаморфических пород криворожской серии, хотя это и не совсем правильно, но вникать в петрографические тонкости здесь не будем). Чуть не забыл – с юго-восточного угла к этому зданию примыкает "амбар" из кварцита и ШК.
Ул. Глинки, д. 6. Цоколь дома – кварцит (на углу – известняк), ответственные направляющие и прямолинейные части – ШК. Заполнение стен – известняк. Осмелюсь предположить, что поставщиком ШК и известняка была одна и та же "фирма". Позже узнаем какая. Ниже этого здания – также дом из ШК.
Тот же дом, взгляд поближе: известняк, кварцит и ШК.
Ул. Глинки, д. 12 А (дом Чердакова; собственники домов приведены согласно [2]). Красивый большой и удлиненный (казарменного типа) вдоль улицы дом, полностью построенный из ШК.
Тот же дом. ШК, как и керамический кирпич, подвергали разнообразному стачиванию для кладки в художественно ответственных местах.
Тот же дом. Детали незамысловатой, но элегантной кладки.
Дом на пустыре на углу Каунасской и Старогородской. Практически полностью – из ШК.
Ул. Каунасская, д. 5. Состоит полностью из ШК.
Тот же дом. Сочетание кладки из кварцита, советских шлакоблоков и дореволюционного ШК. Пройдя вдоль стены влево можно увидеть сочетания ШК, красного кирпича и известняка.
Ул. Старогородская (Розы Люксембург), д. 6. Дом полностью сложен из ШК.
Дорожка по Старогородской ул. таит, думаю, следы трудов нескольких поколений строителей. Светло-серый кирпич – шлаковый дореволюционный. Красный – керамический советский. Темно-серый – шлаковый советский, по размеру немного меньше дореволюционного. Брусчатка из серых и красных гранитоидов, скорее всего, дореволюционная, но не факт. У меня сложилось впечатление, что все дорожки, выложенные в Городе из кирпича, – довоенные или послевоенные, когда для обустройства улиц активно использовался материал из разрушенных домов.
Ул. Старогородская, д. 14. Побеленное здание из ШК.
Ул. Свято-Николаевская (Ленина), д. 67Б, по факту – ул. Карагандинская (метров 100 от Свято-Николаевской вверх). Дом сложен из ШК, за исключением U-образных "вставок" над окнами второго этажа.
Ул. Свято-Николаевская, д. 77 (?). Дом из ШК. В цоколе – кварцит, местами – известняк.
Тот же дом поближе.
Ул. Позитивная (бывшая – Джапаридзе), д. 4. Полностью- ШК.
Тот же дом со двора, наружу выступает лестничная часть.
Тот же дом, детали кладки. "Шипы и проушины". Похоже, хотели "прилепить соседа". А может он и был, но разрушен?
Совсем рядом – подобный дом (ул. Староярмарочная, д. 39 Б). Подпорная стена – советского периода.
Ул. Свято-Николаевская, д. 64. Дом Нагнойного, в нем располагалось Общественное собрание. Сложен в основном из красного кирпича двух разновидностей – желтоватой и красноватой. Но… (см ниже).
Тот же дом. Обратите внимание на левую стену – полностью ШК.
Ул. Свято-Николаевская, д. 60. Что спереди, под побелкой, не понять. Видимо, смесь красного кирпича и ШК. Но стена с левого торца – полностью из ШК.
Здание (ул. Коммерческая 2 А) во дворе бывшего Санкт-Петербургского Международного Коммерческого Банка (ул. Свято-Николаевская, 55; где сейчас – "Новая почта"). По своей архитектуре и простоте весьма напоминает дом по ул. Староярмарочная, д. 39 Б (см. ч/б фото выше). Оно также находится в глубине "микрорайона" и предназначалось, очевидно, для жилья.
Само здание бывшего банка весьма похоже по архитектуре на здание, приведенное на фото выше (ул. Свято-Николаевская, 60). Уверен, что здание банка тоже сложено с использованием ШК, но из-за того, что оно обшито всякой "шелухой", визуально доказать это невозможно.
Ул. Свято-Николаевская, д. 56 (дом доктора И.Е. Рехиса). Думаю, что опять на лицевом фасаде – смесь красного кирпича и ШК.
Тот же дом И.Е. Рехиса. Обратите внимание на светлые горизонтальные и вертикальные светлые "пояса", это – ШК.
Дом И.Е. Рехиса. Декоративно оформленный парапет.. Сочетание ШК и красного кирпича.
Дом И.Е. Рехиса. Декоративно оформленный парапет (по сути – фронтон). Сочетание ШК и красного кирпича.
Дом И.Е. Рехиса. Посмотрим поближе. На полуколоннах по бокам цифр, там, где отшелушилась побелка, четко видна серость ШК. ШК также виден в карнизе снизу, красный – в карнизе сверху.
Тот же дом. Немного отвлечемся от темы ШК. Один из немногих чудесных балконов, сохранившихся на дореволюционных постройках Кривого Рога.
Проходим в узкую арку, если так можно назвать узкий прямоугольный просвет, в доме Рехиса. На стене – вековые одинаково израненные соседи – серый и красный.
Пойдя арку, оборачиваемся назад. Думаю, что вы уже распознаете "кто есть кто".
По ходу из арки смотрим вперед – чудесное здание (ул. Свято-Николаевская, д. 56 А). Первый этаж – из красного кирпича, второй – из ШК.
Снизу – красный кирпич, до верхней части межэтажного карниза.
Сверху – ШК. Особенности оконного обрамления.
Далее, в том же дворе, по диагонали справа от арки в доме Рехиса – бывшая Криворожская частная женская прогимназия (вид со двора). Основана Головченко Варварой Евсеневной в 1909 г. Ул. Церковная (бывшая – Калиниченко), д. 5 (дом Бондаренко). Практически полностью – ШК, за исключением, "красных" вертикальных вставок в простую пилястру на левой стене.
Основа колонны второго этажа стоит на металлической "пятке" колонны первого этажа.
Та же гимназия со стороны улицы Церковной.
Та же гимназия. Под "шкурой" – ШК.
"Збирана дружина". Боковая (внутренняя) стена гимназии – известняк, к передней стене он замещается ШК. Сверху на фронтоне – красный кирпич. Парапет – ШК. Карниз: ШК+ красный кирпич+плита какого-то зеленоватого песчаника или кварцита.
Посмотрим ближе. Следует учесть, что уже многие лета эта часть карниза не защищена от атмосферных осадков.
Следует подчеркнуть, что ШК был основным строительным материалом не только центральной части города. Прекрасные образцы гражданского и промышленного строительства из этого прочного материала сохранились на Карнаватке; в районе старых шахтных колонок (поселков), например, возле шахты "Родина"; на территории старых рудников и т.д. Много домов уже не сохранилось. Так, подозреваю (судя по остаткам кирпича) из ШК был ряд домов на ул. Александра Поля (бывшая -Октябрьская), как подниматься к рынку – слева. Из ШК было построено здание отделения Азово-Донского Коммерческого Банка (ул. Свято-Николаевская, 43, напротив дома Корнилова). Вместо разрушенного, прекрасной архитектуры, здания построили нечто, жалко напоминающее старое здание. Из разобранного кирпича соорудили "короба" во дворе. Остатки былых стен банка можно во дворе увидеть и сейчас. Думаю, что здание теперешней прокуратуры (ул. Свято-Николаевская, 43А)за зданием бывшего банка также построено из ШК, но сейчас из-за обшивки это не узнать. То же можно сказать о здании на Почтовом проспекте, 39 (бывший центральный телеграф) – весь фасад десятки раз забелен побелкой. Благодаря повреждениям откосов менявшихся окон, можно увидеть, что материал откосов – ШК. Кирпичный свод окон состоит из красного кирпича.
Фронтон дома на ул. Шевченко (Карнаватка). Просто, но с красной изюминкой.
Дом из ШК (за исключением красных вставок) на ул. Шевченко (Карнаватка).
Здание дореволюционной электростанции на руднике Галковского. Обратите внимание на витражи (сейчас уже уничтожены). Полностью – ШК.
Здание дореволюционного железнодорожного депо в районе Старого Ингульца. Одно из моих любимых зданий. Жалко, что его скоро не будет. Полностью состоит из ШК и блоков известняка. Обратите внимание на арочный кирпичный пролет, его ширина где-то около 5-7 м.
Возвращаемся опять в Центр.
Жемчужина проспекта Почтового (бывший пр. К. Маркса) и всего дореволюционного строительства Кривого Рога, д. 35 (дом Федоренко). В нем располагалось Криворожское Общество Взаимного Кредита и типография Заранкина. Слава Богу, что у реставраторов хватило ума максимально сохранить внешний вид здания (не так, как произошло с домом Корнилова на Свято-Николаевской и с "Европейскими номерами" на Каунасской).
И здесь, в основной массе здания – ШК! Керамический кирпич на сером фоне здесь играет роль цветной оторочки и украшения.
Очевидно, здание когда-то было покрыто суриковой мазюкой (у ШК – красноватый оттенок), от которой даже пескоструйный аппарат не смог до конца очистить. Но не это важно. Важно, что здание стоит и его внешний облик более-менее сохранен.
Особое украшение дома Федоренко – фронтон с датой.
Смотрим ближе. И зачем было возиться с красненьким… с сереньким… Вот здесь видно любовь мастера и умелость его рук. Ну что сейчас увидишь на металлопластикой обшивке современных зданий… Как вы уже заметили, серо-красное кирпичное сочетание было обычным для фасадов домов дореволюционного Кривого Рога.
По поводу дорожки на месте раскопок Свято-Николаевского храма. Да, она состоит из дореволюционного ШК. Но придерживаюсь точки зрения, что она была построена в послереволюционный или послевоенный период, когда кирпич брался для обустройства города из разрушенных зданий.
Вот и ШК во всей своей красоте. Почему же он шлаковый? Как-то само собой сложилось, что воспринял его с самого начала именно так. Может потому, что цвет шлаков от плавки железной руды имеет свою особенную серость. Возможно, потому, что знал о существовавшем дореволюционном производстве шлакового кирпича на Гданцевке.
Для гарантии определения недавно передал кусочек ШК своим коллегам-геологам, в частности, Иванчено Владиславу Викторовичу, который изучал весьма детально шлаки металлургического производства. Его заключение меня сначала весьма разочаровало: это шлаки производства ферромарганца (отсюда – характерный голубовато-зеленоватый окрас). Вот, думаю, приехали. Откуда здесь шлаки ферромарганца? Но, копнем историю и немного технологию.
Кирпич в разломе. Этот экземпляр из внутренней части кладки и не подвергался атмосферному воздействию. Экземпляры, находящиеся в соприкосновении с воздухом и влагой, особенно в наружной части, как мне показалось, несколько светлеют и приобретают желтоватый оттенок.
Заводом шлакового кирпича на Гданцевке владели Должанский И.М., Пенцлин А. Р. и Левенберг Н. М. (данные за 1914г.)[1], Ближайшее сырье для данного завода мог поставлять только Гданцевский чугунолитейный завод. Нельзя снимать и вероятность того, что какая-то часть шлака могла поступать и из многочисленных металлургических производств Екатеринославской губернии. Но зачем везти издалека, если полно сырья под боком. Учитывая огромные рекламируемые объемы производства – 12 млн. кирпичей в год, можно с уверенностью утверждать, что именно из кирпича завода Должанского И.М. и его коллег выстроены вышеприведенные дома старой части Центрально-Городского района Кривого Рога.
Гданцевским доменным (чугунолитейным) заводом в деревне Гданцевка Александрийского уезда Херсонской губ.(сейчас – Центрально-Городской район Кривого Рога) владело Акционерное Общество Криворожских Железных Руд. Местечко Кривой Рог находилось рядом, на другом берегу р. Ингулец, но в Херсонском уезде Херсонской губ. Кроме завода, общество владело еще железными рудниками при ст. Карнаватка (рудник «Саксаганский») и при ст. Кривой Рог Екатерининской железной дороги (Игулецкий рудник №С).Правление общества было в Париже. 1900-й отчетный год был завершен с прибылью в 263.232 фр., выдано дивидентов по 25 франков на каждую из 9000 акций, составляющих первоначальный основной капитал 4 миллиона франков). Директор-распорядитель Общества – горный инженер М.Ф. Шимановский. Помощник директора – М.А. Роговский.
Литейный чугун на Гданцевском заводе производился на 2 печах, еще одна печь находилась в ремонте. Завод работал на руде из собственных железных рудников. В 1901 г. работало 340 рабочих. Производительность в 1900 г. составила 3.227.520 пудов чугуна, из которых вывезено на рынок – 2.870.177 пудов. В 1901 г. предполагалось произвести 3.200.00 пудов чугуна. Потребление руды и топлива в 1900 г. составило: 6 млн пудов железной руды и 40.000 пудов никопольской марганцевой руды, угля и кокса – 8 млн пудов. Из сырых материалов в 1900-ом году заводом получено минерального топлива – 5.621.856 пудов, руд железных и марганцевых – 1.131.363 пудов, флюсов – 2.350.264 пудов, строительных материалов – 83.906 пудов и прочих материалов – 29.574 пудов.
Оказывается, марганец является весьма необходимым элементом при выплавке железа – он связывает серу и кислород (является раскислителем). Марганцевые руды использовались как обычная добавка к железным рудам при выплавке чугуна и могли идти на доменную плавку отдельных партий ферромарганца. Так что внешние признаки наличия соединений марганца в нашем шлаковом кирпиче вполне соответствуют историческим и технологическим данным.
Товарищество Криворогского железо-портландского цементного завода и строительных материалов инженера И. М. Должанского, А. Р., Пенцлина и Н. М. Левенберга, кроме шлакового кирпича, также производило «железо-портландский цемент», лекальный кирпич для шахт и колодцев, материал для штукатурки. Нами обнаружена часть кладки (видимо, из ответственной карнизной части) с использованием раствора на основе "железо-портландского" цемента. Этот раствор выделяется глубоким бирюзоватым оттенком. Его высокая крепость была доказана невозможностью разъединить кирпичи по скрепляющему их шву: при помощи металлического рычага кирпич разломался, а раствор – нет.
Петров А.Н.[3] приводит интереснейшее для нашего случая письмо начальника Горного Управления Южной России по горному делопроизводству Министерства Торговли и Промышленности, г. Екатеринослав, от 17 марта 1917 г. В нем указывается, что на Гданцевском заводе Французского Акционерного Общества под наименованием «Анонимное Общество Криворожских железных руд» в составе администрации и служащих были: управляющий кирпично-цементным отделом Должанский И. М., а также заведующий кирпично-цементным цехом Маевский С. В. То есть, в составе Гданцевского завода были кирпично-цементный отдел (надо полагать – административное управление) и кирпично-цементный цех (непосредственное производство). Сейчас сложно предполагать, завод шлакового кирпича Должанского и его коллег и кирпично-цементный цех Гданцевского завода – одно и то же производство или нет? В ту эпоху, как и сейчас, собственнические, акционерные и арендные взаимоотношения могли быть самыми разнообразными в разные годы для одного и того же производства.
Должанский Исаак Моисеевич, управляя кирпично-цементным отделом Гданцевского завода, на правах аренды или паевого участия мог здесь же организовать завод шлакового кирпича вместе с Пенцлином А. Р. и Левенбергом Н. М. Скорее всего, что это было одно и то же производство. Но вполне может быть, что это были технологически близкие цеха, но со своей определенной спецификой. Пенцлин Альфред Робинович, германский подданный, владел также Екатеринославским бетонно-кирпичным заводом совместно с Киселевым С. С.
Должанский И. М. упоминается также как владелец строительной конторы, располагавшейся в его собственном доме на ул. Глинки [1]. Кроме того, он имел каменоломни (ломки) известняка при с. Александров Дар (Рахмановка). А его отец, Моисей Соломонович, такие же каменоломни – на земле Общества Криворожских железных руд. Кроме того, у Должанского И.М. был еще брат – Борис Моисеевич. Должанский Борис Моисеевич и Должанский Исаак Моисеевич, а также Юдович Абрам Исаакович совместно занимались устройством и эксплуатацией известковых печей при руднике Коломойцевой при разъезде Шимановском [4].
Согласно [2], дом с усадьбой купца первой гильдии Моисея Должанского стоял на углу Каунасской и Глинки (снесен совсем недавно – в 1989 году!!!!). Сын Должанского, Борис Моисеевич, богатый рудопромышленник, торговец и меценат, содержал приют для бедных сирот иудейского и христианского вероисповедания, являлся председателем комитета по созданию городской публичной библиотеки. Улица Розы Люксембург (сейчас – Старогородская) еще при жизни Бориса Должанского была названа его именем (первоисточник информации не приведен). Честно говоря, я бы назвал какую-то улицу именем не только Бориса, но и Исаака Должанского, ибо именно из кирпича его завода отстроена большая часть Города. И именного его строительная контора, очевидно, занималась непосредственно строительством Города. Вот было время! Переработка производственных отходов, выпуск качественной продукции из них, использование вскрышных пород, активное градостроительство, замкнутый безотходный цикл…
P.S. В советское послереволюционное и послевоенное время шлаковый кирпич также активно использовался в строительстве в Кривом Роге. У него несколько другой размер (нескольких типоразмеров) и цвет (определяемый составом). Но то уже другая история…
1. Аблец В. В., Березовский А. А., Аблец Н. С. Кирпич и черепица дореволюционного Криворожья. ІІІ. Александрийский уезд Херсонской губернии.
2. Рукавицин И.А. Кривой Рогъ в открытках, документах, фотографиях. К.: Книга-плюс, 2010. 128 с.
3. Петров А.Н. Первоисточники – чистые родники. Книга вторая. Днепропетровск, 2011. 184 с
4. Тарасов А.В. Матеріали нотаріуса М.М. Федорова як джерело з історії міста періоду Першої світової війни. Матеріали Других Історико-краєзнавчих читань “Криворіжжя: погляд у минуле". Кривий Ріг, 2016.С. 6-10.