— Дмитрий Ярош не занимался политической деятельностью с июня 2014 года. Пошел на фронт. Ею занимался я. Потом меня ранили в июне позапрошлого года. Полгода лечился, — говорит глава партии "Правый сектор" 33-летний Андрей Тарасенко.
На встречу приезжает в редакцию "Газеты по-украински". В джинсах, свитере и кроссовках. Заметно хромает. Его избрали лидером партии 19 марта. Предшественник Дмитрий Ярош покинул провод 11 ноября прошлого года.
— С Ярошем из партии ушло около 30 процентов людей. Среди них Елена Белозерская, Тарас Керницкий, Андрей Бондаренко. Они считают методы и видение Дмитрия правильными, — говорит Тарасенко.
Почему Ярош вышел из партии?
— После мукачевских событий (11 июля 2015 года. — ГПУ) он объявил о намерении провести референдум о недоверии власти. Потому что люди начали спрашивать: "Мы в действительности революционная, националистическая и идейная сила? Или и дальше будем петлять?" Однако референдума не было. Ярош говорил, что в военное время нельзя выступать против власти. Мы же настаивали, что, не изменив ситуацию внутри власти, ничего не решим на фронте. С этого и начались разногласия. Ярош поручил провести конференцию, чтобы определиться, каким путем пойдем. Но не приехал на нее. После этого заявил, что не хочет быть "свадебным генералом" и объявил о новом движении. Мы в нормальных человеческих отношениях. Никакой вражды.
Кто остался в "Правом секторе"?
— Это молодые люди. Мы создаем идеологическую националистическую структуру. Она формируется и держится на идее, а не на харизме лидера.
Где берете деньги на партийную работу?
— Раньше партии, которые тратили десятки миллионов долларов на предвыборные гонки, говорили, что живут на членские взносы. Так не бывает.
Как только появится какое-то серьезное финансирование, мы его покажем. Эти два года жили на то, чем помогали бизнесмены "средней руки". Начиная с Майдана они приносили кто сколько мог, кто сколько хотел. Но финансовые потоки были заточены на Яроша. У нас ничего не осталось.
Что-то изменили в программе партии?
— Изменили ее полностью. По каждой отрасли все прописали. Например, выступаем за новый закон о партиях — чтобы не было возможности создавать карманные. Нужен другой закон о выборах — чтобы не было возможности покупать голоса. Выступаем за электронное голосование, соответственно — за электронное правительство. За муниципальную полицию, руководителей которой избирали бы люди. За выборность судей и прокуроров: чтобы не зависели он начальника, который их поставил и требует нести "наверх" взятки. Нужен закон об импичменте президента.
Как относитесь к Минским договоренностям?
— Власть держит курс на так называемое умиротворение. Будут рубить наши попытки противостоять врагу на фронте. Уже есть решение, что даже батальоны Нацгвардии не будут допускать на фронт. Там будет лишь армия.
Власть хочет показать, что Минские договоренности — правильные и что они работают. Но люди погибают. Каждый день имеем одну-две смерти. Все делается для того, чтобы заморозить конфликт. Власть на победу не рассчитывает.
За какое время можно вернуть Донбасс и Крым?
— Когда Россия решила напасть на Украину, не ожидала какого-то сопротивления. Должна была состояться аннексия не части Донецкой и Луганской областей, а значительно большая. Россияне были уверены, что их не остановят. Но остановили — народными силами, вопреки государственной политике. Если сейчас начать вести правильные переговоры на мировом уровне, правильно организовывать добровольческое движение, переформатировать армию, то в ближайшее время можно начать наступательные действия. Думаю, в течение полугода Донбасс вернули бы полностью. С Крымом будет намного тяжелее и дольше.
Какие главные ошибки и недоработки власти после Революции достоинства?
— К сожалению, все позитивное, что сделано, было продиктовано извне. Реформ требует Запад. А наши депутаты упираются, потому что это ударит им по карману. Что-то понемногу уже работает, но в целом ситуация остается старой.
Почему?
— Потому что нужно менять систему полностью, а не отдельные ее части. С чего все начинается в государстве? С судей. У нас ими, с одной стороны, командуют, а с другой — они абсолютно безнаказанны. Нужно, чтобы судьи напрямую зависели от общества.
В стране уже четвертый месяц политический кризис. Парламентская коалиция распалась, правительство — в подвешенном состоянии. Почему не могут найти общий язык?
— Эта система человека или портит, или выплевывает. Независимо от названия политической силы, фамилии, должностей, которые занимали и занимают, все они — часть одной системы. Эти при власти, другие — в оппозиции, потом меняются. Руки здесь две. И обе делают то,что говорит им одна голова.
Будут досрочные выборы?
— Думаю, будут. "Правый сектор" на них обязательно пойдет. Должны завершить национальную революцию.
Как долго протянет Россия в ее нынешних границах?
— Россия разваливается на глазах. Поднимается национальное сознание народов, которые живут там. Чеченцы готовы были отделиться еще в 1991 году. Создадут свое государство татары — со столицей в Казани. Чуваши, башкиры, удмурты. Могут отделиться сибиряки: они чувствуют себя отдельно от Москвы. Стародубщина в Брянской области, часть Белгородщины, Воронежья, Кубань перейдут к Украине.
Вскоре Российская империя развалится. Это стало очевидно после ее нападения на Украину.
За разбитого Ленина дали два года условно
Андрей Тарасенко родился в Кривом Роге Днепропетровской области. Мать по специальности медсестра, отец — водитель. Во время учебы в гимназии перешел с русского языка на украинский. Поступил на экономический факультет Криворожского технического университета. Стал членом "Трезуба" им. Степана Бандеры. Возглавлял криворожскую ячейку организации. Потом — Днепропетровщины. Впоследствии — курень, в который входили восемь областей. В университете проучился четыре курса — исключили за участие в националистической организации.
В 2006 году переехал в Киев. Стал первым заместителем командира "Трезуба". В 2009 году Андрея Тарасенко условно осудили на два года — за повреждение памятника Ленину на столичной Бессарабке.
Принимал участие в создании "Правого сектора". Летом 2014-го воевал на Донбассе. Имеет осколочное ранение в ногу.
Женат. Воспитывает 6-летних двойняшек Иванну и Ярину.