Кривой Рог LIFE продолжает серию статей, в которой различные жители нашего города ингогнито расскажут о «секретах» своей профессии.
Cегодня – дельтапланерист:
Про работу
Я работаю в основном с подростками. Вес безмоторного дельтаплана 30 кг. Учебный дельтаплан стоит от 250 долларов США. Хороший, для соревнований – более1000долларов. Примерно в 1000 гривень обойдется пошив подвесного устройства. Оно должно быть подогнано по размеру, как одежда. Маленький ребенок дельтаплан не поднимет. Нужна определенная физическая сила. Чтобы научиться балансировать с крылом, ребята бегают во дворе. Позже выезжаем на близлежащие склоны. Разрешаем оторваться от земли вначале на минуту-две. Важно научить курсанта чувствовать воздушные потоки, управлять крылом в соответствии с ними, ориентироваться в пространстве. И еще посадить дельтаплан на землю намного тяжелее, чем взлететь. Начнешь снижение раньше – можешь не вписаться в полосу посадки. Опоздаешь – «клюнешь носом» и травмируешься. Нюансов много. Мальчишки – народ рисковый. За ними глаз да глаз нужен. Но зато как приятно видеть, когда твои «птенцы» становятся «на крыло».
Увы, положительных эмоций от своей основной работы я получаю намного больше, чем денег. Зарплата у меня как у педагога невысокой категории – 1500 гривень в месяц. Потому летом выезжаю на заработки в Крым. Попасть туда не так просто. Мне повезло, что летать начинал именно в Крыму. Так что друзья остались. Я катаю отдыхающих на дельтаплане. Полет в 20 минут стоит примерно 600 гривень. Даже если учесть, что часть этой суммы приходится отдавать «за место работы», мне остается немало. Самое сложное – отказать развеселившемуся подвыпившему клиенту, какую бы сумму он не предложил за полет. Согласишься – можешь угробить и его, и себя. А так за сезон я зарабатываю намного больше, чем за оставшуюся часть года на основной работе.
Про полет
Самое страшное для начинающего дельтапланериста, это чувство эйфории, которое приходит где-то после сотого полета. Пилоту начинает казаться, что он всесилен, а потому ему дозволено все. Если расслабиться, и не взять себя в руки, может случиться беда. Собранным и внимательным нужно быть всегда. Вертеть головой даже не на 360, а на 720 градусов, четко следить за ориентирами на земле, за направлением ветра.
Конечно, постепенно управление аппаратом доходит до автоматизма, ты словно сливаешься с машиной, становишься с ней единым целым, способным принимать решения и действовать, согласно обстоятельствам, в доли секунды, и практически не думая. Но это не избавляет пилота от необходимости наблюдать за обстановкой.
Мой друг – профессиональный пилот сельскохозяйственной авиации – утверждает, что полет на его Ан-2 не идет ни в какое сравнение с полетом на обычном безмоторном дельтаплане. Но самолет – шум, грохот и видишь мир только из кабины. А тут – тишина, покой, и обзор практически безграничен. Пейзажи такие, что дух захватывает. Летать можно хоть целые сутки, пока спать не захочется, или, извините, в туалет! Правительство Гавайских островов, считающихся раем не только для серферов, но и для дельтапланеристов, запретило пребывание в воздухе более 26 часов подряд. Чтобы внимание не теряли и не разбивались.
Про экстрим
Выражение «экстремальный вид спорта» не терплю в принципе. Экстремальным спорт делают люди. Причем люди самонадеянные и неразумные. Поверьте, у обычных автолюбителей процент травматизма намного выше, чем у дельтапланеристов. У нас каждый аппарат продуман до мелочей. Каждое движение часами отрабатывается на земле. Важно не переоценивать ни возможности аппарата, ни свои собственные. Тогда все будет в порядке.
Конечно, трагедии случаются. Скажу больше. На моторном дельтаплане разбился мой близкий друг, с которым я когда-то начинал летать. Вечная ему память! Сейчас я дружу и летаю с его сыном. От случая не застрахован никто, но каждый такой случай становится известен на всю страну и его уроки тщательно прорабатываются всеми клубами, во избежание повторения трагедий. Жаль, что такой практики нет среди автомобилистов.
Намного более опаснее дельтаплана, параплан. Его еще называют парашютом «летающее крыло». Преимущество у них одно – параплан легко сложить в сумку и ехать с ним в общественном транспорте. А дальше начинаются одни недостатки. В отличие от дельтаплана, у параплана нет жесткой конструкции. Главная задача парапланериста – удержать форму крыла. Это ведь ткань, тряпка. Сложиться может в любую минуту. Летать на нем без парашюта – значит подвергать себя ненужному риску. Причина проста – в случае неудачи, первый и наиболее сильный удар в дельтаплане приходится на одну из труб. Это смягчает падение пилота. Тут же пилот камнем летит на землю, а сверху его прикрывает купол крыла. Что называется, не только убьет, но еще и похоронит. Поэтому я бы не советовал начинать обучение полетам с параплана.
Напомним, что в прошлый раз Тайный информатор: продавец продовольственного магазина.
Кривой Рог LIFE