Профессиональный копирайтер тайно рассказал о том, что он за «зверь», как заработать, зависая на форумах, как не стать жертвой недобросовестного заказчика, как распознать сайт, заполняемый неучами, и почему копирайтеры не платят налоги.
Кто он такой – копирайтер
«Я работаю копирайтером уже больше года. Так случилось, что я осталась без работы. Во время очередной программы добровольного увольнения с «АрселорМиттал Кривой Рог» я, как и многие другие, «добровольно» ушла.
Помыкавшись по коридорам Криворожского центра занятости, быстро поняла, что приличную работу здесь не ищут. Поиск нового рабочего места сместился в Интернет. На первый же запрос мне «поисковик» выдал новое и доселе неслыханное слово «копирайтер».
Как выяснилось, в Интернете все – от короткой заметки в новостной ленте и до инструкции по работе с электроинструментом, от хвалебного комментария на форуме и до негативного отзыва об отдыхе в той или иной стране – пишут они, таинственные люди под названием «копирайтеры».
Естественно, пишут за деньги. Большинство из них понятия не имеет о том, о чем они пишут, они никогда в глаза не видели предмета, о котором рассказывают, но если им за это платят, и платят хорошо, – почему нет? Причем пишут относительно грамотно и максимально уникально. Это одно из самых главных требований поисковых систем в Интернете.
Копирайтинг – это написание уникальных и авторских текстов для интернет-ресурсов. При этом в касту топовых авторов попадают единицы копирайтеров Рунета. Основная же масса занимается банальным пересказом чужих статей – «рерайтом» или трепом на форумах, «по-научному» называемым «постингом». Это самый простой и низкооплачиваемый вид деятельности. Хотя мне известны авторы, которые на «умелой болтовне» зарабатывают до 500 у.е. в месяц. Есть еще seo-статьи, переводы, контекстная реклама, стихи и поздравления, вирусный маркетинг, сценарии к видеороликам и продающие тексты. Но новичкам сюда соваться без подготовки не стоит. Работать с вами без серьезного портфолио никто не будет.
Заказчики текстов – кто они?
Заказчик может быть как хозяин ресурса, так и посредник. В любом случае, всегда приходится докапываться до истины и выяснять резоны. Цели они ставят совершенно разные. Задача копирайтера – влезть в шкуру заказчика, понять, что требуется, и написать именно то, что требует работодатель. Увы, не все знают, чего они хотят. Приходится тратить свое «драгоценное» время на мучительные переговоры, задавать вопросы, уточнять мелочи. Но от правильно сформулированной цели зависит качественный конечный продукт – текст, а значит и востребованность самого копирайтера. А, как известно, чем больше тебя «хотят», тем больше ты «стоишь».
Найти «своего» заказчика – большая удача. С такими потом работают годами, общение может перерасти в крепкую дружбу и жизнь в реале. На форумных площадках висят трогательные истории и о более нежных отношениях между авторами и их заказчиками. Насколько они правдивы, сказать трудно. Копирайтеры, они ведь знаете ли, отменные фантазеры.
Стоимость текста
Начинающие авторы измеряют свой труд в «килознаках», т.е. считают количество символов с пробелами или без. Минимальная цена 1 тысячи символов или 1 Кзн – 0,4 у.е. Мне приходилось начинать с таких расценок. Серьезные авторы берут оплату за весь текст и не заморачиваются на подсчете количества знаков, но и цена у них «серьезная».
Скажу честно – объективной цены у текста не может быть. Он стоит столько, сколько за него готов платить заказчик. Задача копирайтера не только написать текст, но и продать его по выгодной для себя цене. Как только автор отрывается от подсчета знаков, он автоматически переходит на более высокий уровень. Разумеется, при наличии умения убедительно и при этом грамотно складывать буквы в слова.
Есть недобросовестные заказчики, которые могут просто не оплатить работу. Но тут виноваты и сами авторы, ведь перед тем, как начать «кнопать» текст на клавиатуре, всегда следует брать, как минимум, предоплату. Мне известны случаи, когда автор, которого «кинули», оперативно выкладывал такой вот неоплаченный текст в Сети, чтобы он быстренько «проиндексировался поисковиками». В таком случае заказчик получал сворованный и уже не совсем уникальный материал. Бог миловал, мне пока удавалось избегать подобных ситуаций.
Как не «пролететь» с оплатой своего труда
Удобнее, конечно, работать через биржи, но и они не всегда дают 100% гарантию, что твой труд будет оплачен. У нечестного заказчика есть куча возможностей обойти даже суровые требования бирж. Одна из распространенных «фишек» халявных заказчиков: «…покажите-ка мне свой талант и дайте мне описания, ну, хотя бы вот этого товара, а я выберу того, кто лучше напишет, и закажу ему весь контент на сайт». Заказчику сыпятся тексты, он их подбирает, чуть изменяет и уходит по-английски. Авторы «остаются с носом».
За время работы механизм тестирования заказчика отрабатывается сам собой: пробиваешь предварительно его почтовый адрес через поисковик, читаешь отзывы о его сайте или ищешь логин в «скайпе» и, если видишь «живой аккаунт», то вероятность того, что имеешь дело с нормальным человеком, намного выше. Большинство фрилансеров, как авторов, так и заказчиков, оставляют один и тот же «ник» на всех площадках и не боятся регистрироваться в социальных сетях
О зависимости уровня грамотности от возраста копирайтера
Большинство хорошо оплачиваемых копирайтеров учились еще в советских школах. Уровень их грамотности довольно высок. Они не только скачивали, но и читали книги. Самое поразительное, что они могут многое рассказать без подсказки «Википедии». Им в районе 30 лет и выше.
Современное поколение, увы, все больше утрачивает способность к накоплению и обработке знаний. Проблема эта актуальна как для Украины, так и для России. Только если у нас безграмотность идет от внедрения совершенно идиотской системы образования, то российский рынок фриланса стонет от засилья авторов-мигрантов из азиатских и кавказских регионов. А так как самые «жирные» заказчики наполняют русскоязычные ресурсы, то и писателей они ищут пишущих на хорошем русском. Суржик вычисляется в тексте на раз. Я по первым предложениям скажу, кто писал статью – мамочка в декрете, занимающаяся подработкой за 40 центов, или специалист-копирайтер. Более того, если я вижу в тексте обилие таких слов «высококлассные профессионалы», «супер-пупер уникальное предложение», «высококачественный продукт», то мой вам совет – бегите с этого сайта. Его наполняли такие же «профессионалы» и их компетенция, советы, опыт и знания – под большим вопросом. Чаще всего неграмотный копирайтер пополняет «Черные списки» заказчиков и ищет себе другой источник дохода в Интернете.
Сколько получает копирайтер
А вот это самый частый вопрос. Всем кажется, что Интернет усыпан долларовыми купюрами. Спешу разочаровать большинство наивных граждан, которым сказали, что копирайтингом можно заработать большие деньги. Это утверждение справедливо лишь отчасти. Заработать можно. Именно ЗА-РА-БО-ТАТЬ. Но не всем. И не сразу. В первый месяц вы напишите баксов на 20 в лучшем случае, потратите уйму времени и при этом «стопудово» получите несколько отказов в оплате. А что вы хотите? Всему следует учиться. Многие этого делать не желают и по этой причине разочаровываются и уходят, рассказывая потом на весь Интернет, что высокий доход в копирайтинге – «разводилово». Совершенно ясно, что идеальных профессий не бывает и всегда приходится чем-то жертвовать. Фриланс не дает возможность полностью расслабиться и твой заработок на 100% зависит от твоей деловой активности. У меня были и просто «золотые периоды», когда хорошие заказы сыпались как из рога изобилия, и провальные месяца, когда заказчики, словно сговорившись, не присылали ничего, и приходилось выходить на охоту на биржи копирайтеров, довольствуясь недорогими предложениями из общего доступа.
Есть категория моих коллег, даже у нас в Кривом Роге, которые пишут по высоким расценкам, но их единицы. Они – «профи». Это их основная работа. Они научились продавать свои тексты, «раскусить» любую целевую аудиторию. «Профи» знают, где водятся «жирные» заказчики и на что их ловить. Они постоянно совершенствуют свое мастерство и при этом охотно делятся секретами копирайтинга с новичками. Тут есть один секрет – реферальные ссылки, по которым заходят на биржи копирайтинга эти, жаждущие быстрых заработков, авторы. Кто «в теме», тот поймет, а остальные просто «ползают» в Интернете.
Большинство же сидит на минимальных тарифах, воспринимает копирайтинг как подработку. А некоторые деловые авторы создают неплохие портфолио и вскоре сами стают заказчиками. Но это уже другая профессия. О ней поговорим в следующий раз.
Плюсы
Плюсов в нашей работе много. Во-первых, это свободный график. Конечно, если заказчиком установлены сроки, то просто садишься и работаешь. Но если мне необходимо уйти, я спокойно и с чистой совестью отправляюсь туда, куда мне нужно. Никакого начальства у меня нет. Совсем нет.
А работать я могу в любой точке земного шара, где есть Интернет. Заказчику плевать на то, где вы живете, в чем ходите и на чем пишите для него тексты. Главное – вовремя их сдать, ну и, конечно, с полным соответствием техзаданию.
Огромный плюс копирайтинга – он мне помог быстрее освоить возможности компьютера.
А еще могу сказать, что работа с новыми темами существенно расширяет кругозор. Каждый день узнаешь много нового и доселе неизвестного. А это я люблю.
Минусы
К сожалению, без минусов работы не бывает. У копирайтеров растет «пятая точка». Работа-то сидячая. Лично мне пришлось выкроить время для спортивных занятий и купить абонемент в фитнесс-клуб. Да и зрение садится прилично.
Но больше всего меня убивает несовершенство нашей законодательной базы. Это вообще способно погубить фриланс или увести его в глубокое подполье, ведь большинство IT-шников, сеошников и райтеров привыкли зарабатывать в Интернете и вряд ли побегут работать в офис «с 8 до 5» и с зарплатой в три тысячи гривень, как нам предлагает наше правительство.
Вместо эпилога
Профессия «копирайтер» отсутствует в официальном классификаторе Украины. И хотя есть потуги наших законотворцев приравнять копирайтинг к фрилансу и с такой формулировкой таки включить его в список, но как доказать факт выполненной работы, пока не придумали, да и механизма расчета процента налогообложения нет никакого.
Профессия становится с каждым годом все востребованнее, ведь торговля неуклонно смещается в Сеть: растет количество интернет-магазинов, сервисов, услуг по продажам и рекламе.
Рынок все еще стихийный, но спрос огромен и предложений – «море», а вот профессии, как оказывается, такой нет.
новости Кривой Рог LIFE