Владелец небольшой ювелирной мастерской рассказал о том, как становятся ювелирами, где брать сырье, что такое «бомба» на языке камнерезов, какое золото везут из Турции и Израиля, и где нужно покупать драгоценные металлы ради вложения капитала.
О работе
«Ювелиркой» я заболел в юности. Началось с камней. Брат матери – геолог и камнерез – брал меня с собой на отвалы карьеров, искать «бомбы». Так называют невзрачные с виду и валяющиеся порой под ногами необработанные полудрагоценные камни. Нужен огромный опыт, чтобы в подобном «булыжнике» распознать глазковый кварц, окаменевшее дерево, обсидиан или иное каменное диво, после обработки превращающееся в редкой красоты ювелирный камень. Вместе с дядей я впервые попал в ювелирную мастерскую. То, что я увидел, заворожило. На моих глазах грубая заготовка превращалась в шедевр. Мне было 15 лет, но я уже точно знал, что стану ювелиром. Поскольку специальных учебных заведений тогда было немного, я закончил КТУ, и стал геологом. По специальности практически не работал. Через друзей дяди устроился учеником в ювелирную мастерскую. Дело в том, что так просто секреты мастерства тебе никто не откроет. Нужно годами входить в доверие к опытному специалисту, выпить с ним не один литр водочки, чтобы он начал тебе рассказывать, что да как. Своя мастерская у меня появилась не так давно. И я тоже не скрываю, что возьму к себе в ученики далеко не всякого. У меня появилась масса собственных наработок, и «плодить» конкурентов я не собираюсь.
О «золоте», которое везут из Турции
Многие туристы, приезжая в Турцию, Израиль или в Италию поражаются дешевизне тамошних ювелирных украшений. Потому стараются скупить побольше, и контрабандой провести через границу. Мой совет – не рискуйте зря. Во-первых, золото там очень низкой пробы, а во-вторых, продается масса подделок под него. При этом на изделии вполне может стоять клеймо. Какое – сказать трудно. Я могу перечислить более десятка сплавов, отлично имитирующих золото и платину. Более того, даже клеймо пробирной палаты Украины и покупка изделия в магазине не является гарантией того, что вы приобрели действительно драгоценный металл. Поясню: в цепочке на экспертизу дают замок и пару звеньев. Проба ставится на замок. Он будет «настоящим», а вот часть звеньев может оказаться из сплавов. Кольца не распиливаются. На экспертизу берут соскоб сверху. Внутри тоже может быть сплав. Идеальный вариант – вещицы советских времен с советскими же клеймами. Там подделка была исключена. Не советую приобретать «ювелирку» с виду массивную, но на вес легкую. Такие изделия не цельнометаллические, а дутые. Ломаются быстро, но отремонтировать их не возьмут ни в одной мастерской. Так что если драгоценность покупается, не как украшение, а как средство выгодного размещения капитала, не заморачивайтесь на дизайне. Купите слиток в банке. Это будет гарантией того, что вы приобрели не «фуфел», а предмет, который будет с годами расти в цене. Если же хотите, совместить и то, и другое – ищите «своего» ювелира. Мастера, которому вы доверяете, и к которому будете обращаться неоднократно. Каждый мастер ценит свою клиентуру. Обманет одного – потеряет десять.
Что продают в ювелирных телемагазинах
Меня всегда поражает стремление наших людей купить «на грош пятаков». Таких грех не обмануть. Именно для них придуманы всевозможные телевизионные лохотроны с лондонскими топазами, мистическими кварцами, белыми сапфирами и тому подобной «хренотенью». Нет, камни в телемагазинах, как правило, настоящие – топазы, кварцы и даже сапфиры. Только они либо очень низкокачественные, либо искусственно выращенные. Мне приносили подобные «бирюльки». Клейма на них нет вообще! Золото вместо 585 пробы оказалось 375. Но это действительно было золото! Людей никто не обманывал. В бирке было указано золото и кварц. Я вообще не понимаю, как можно приобретать подобные дорогие вещи, не видя их в реальности.
О клиентах и моде
На мой взгляд, мода существует на бижутерию. На изделия из драгоценных металлов моды быть не должно. Они покупаются не на один день, и обычно передаются по наследству. Так что на первое место выходят вкус и гармония дизайна. А они вне моды. Правда, были времена, когда «джентльмены в малиновых пиджаках» надевали на шеи «собачьи цепи» из золота. Но это была не мода, а скорее демонстрация возможностей. К счастью, она давно в прошлом. Сейчас состоятельные мужчины предпочитают носить тонкие обручальные кольца из высокопробного золота или платины и дорогие часы. Их дамы – изящные авторские украшения, свидетельствующие скорее об изысканном вкусе владелицы, а не о состоянии ее банковского счета.
Кстати, среди моих клиентов есть люди и небогатые, но ценящие красоту. Такие скорее приобретут одно, сделанное по индивидуальному эскизу изделие из серебра, чем станут размениваться на «километры» золотых китайско-турецких цепей.
Расскажу о забавном случае. Однажды ко мне в мастерскую пришла женщина и принесла редкой красоты серебряный гарнитур – сережки и колье. Сказала, что это их фамильная драгоценность, досталась от прапрабабушки, и попросила почистить. Вещицы действительно оказались старинными. Вот только грязи на них было столько, что казалось, их не приводили в порядок, со дня изготовления. Перед тем, как взять в работу, я взвесил гарнитур. Когда дама пришла забирать свои вещи, разразился скандал. Во-первых, они оказались на несколько граммов легче, а во-вторых, стали намного ярче и светлее. Клиентка обвинила меня в подмене ее семейной реликвии! Пришлось написать расписку, что если экспертиза докажет, что гарнитур изготовлен недавно, я обязуюсь не только вернуть прежние украшения, но и выплатить стоимость экспертизы. Больше я этой женщины не видел.
Кривой Рог LIFE