В Кривом Роге сенсация – в Криворожском городском выставочном зале 21 октября открылась выставка легенды советского самиздата, поэта, прозаика, музыканта и художника-авангардиста криворожанина Владимира Алейникова.
Родившийся в Пермской области, он вырос в Кривом Роге, который и считает своей родиной. Учился на историческом факультете МГУ, писал стихи, прозу, эссе, картины, играл в джазовых ансамблях. Вместе с поэтом Леонидом Губановым создал ныне забытое, а тогда культовое творческое содружество СМОГ (Смелость Мысль Образ Глубина или Самое Молодое Общество Гениев). Выступал с чтением своих стихов в институтах, литературных салонах, творческих мастерских художников. На литературном вечере в Центральном Доме литераторов его окрестили «простым советским гением». Через год СМОГ был разгромлен, а на публикации Алейникова наложен запрет.
В 1963 году был отчислен из МГУ за анитсоветскую деятельность. В 1965, по личному ходатайству Арсения Тарковского и Лидии Лебединской, был восстановлен на заочное отделение.
Владимира Алейникова считают последним из оставшихся в живых патриархов советского самиздата. В настоящее время его произведения широко издаются в нашей стране и за рубежом. Книги «Путешествие памяти Рэмбо» (в двух книгах), «Возвращение», «Отзвуки праздников», «Ночное небо», «Звезда островитян», «Скифские хроники», «Тадзимас» хорошо известны любителям литературы и переведены на многие языки мира.
Владимир Дмитриевич – член ПЕН-клуба и Союза писателей Москвы, награжден медалью Кирилла и Мефодия и медалью Циолковского.
Хорошо известен Владимир Алейников и как художник-авангардист. Его картины выставлялись и выставляются в Центральном Доме художников, в частных картинных галереях.
Искусствоведы называют их живописными мемуарами, а самого автора Максимилианом Волошиным наших дней. Сходство между двумя великими людьми подчеркивается еще и тем, что живет Владимир Дмитриевич сейчас в Коктебеле, в собственноручно построенном доме. Там же продолжает творить и принимать друзей со всего мира.
Работы же его не перепутаешь ни с чем. Есть в них нечто от футуризма и символизма. В целом же угадывается собственный, неповторимый стиль и подчерк. Зритель, не знакомый со всевозможными «измами» наверняка подметит в картинах Алейникова сходство с картинками детского калейдоскопа, когда разноцветные стекляшки и блики вдруг выстраиваются в стройное изображение. А может, увидят в них лучики солнца, пробивающиеся летним днем сквозь сказочные витражи. Ясно одно – художник Алейников ни в чем не уступает Алейникову-поэту.