Жена настоятеля одной из Православных церквей Киевского патриархата анонимно рассказала, как стать попадьей или что такое синдром ХБМ, какова зарплата священника, почему батюшки отличаются плотным телосложением, где работают матушки и можно ли попадье носить шорты.
Как становятся попадьями
«Безбрачие у священников не поощряется. К чему лишние соблазны для служителя прихода, живущего в миру. Но… женат Батюшка может быть только один раз. Если разведется или овдовеет, то обязан будет всю жизнь соблюдать обет безбрачия или отказаться от сана. При этом жениться семинарист может только до рукоположения. Иначе ему опять-таки придется соблюдать целибат. Это очень выгодно с точки зрения карьерного роста, но крайне тяжело по жизни. Потому невесту семинаристы присматривают себе еще на первых курсах духовной семинарии. Стараются найти на родине, чтобы девушка была под присмотром родственников. Как правило, венчаются незадолго до окончания учебы. Есть девушки, которые сознательно ищут мужа-священника. Для этого они посещают богослужения в церкви и стараются обратить на себя внимание семинаристов. Ребята называют их «девушки с синдромом ХБМ – Хочу Быть Матушкой». Но, по словам мужа, всерьез таких семинаристы не воспринимают. За время его учебы ни один из его однокурсников не женился на девушке с синдромом ХБМ. Простите за откровенность, но это временные подружки, чтобы переспать и поесть домашней пищи во время увольнений. В семинарской среде бытует анекдот: «Семинарист подходит к первой попавшейся девушке и говорит: «Извините, можно с Вами познакомиться? И выходите за меня замуж. А то через неделю у меня рукоположение».
Что касается добрачного секса, то, будем откровенны, мы с мужем начали встречаться, когда мне было 14 лет, а ему 16. Поженились, когда ему исполнилось 20, а мне 18. Понятно, что ждать первой брачной ночи такой срок, искренне любя и желая друг друга, мы не могли, да и не хотели. Не поверю, что у других его коллег было иначе.
Как одеваются попадьи
Времена, когда матушка рядилась в бесформенную юбку до щиколоток, «старушачью» кофту навыпуск с распродажи в «секонд-хенде», тапки «прощай молодость» и платок, в далеком прошлом. Православие не запрещает женщинам хорошо выглядеть и ухаживать за собой. Я – молодая женщина, и хочу оставаться красивой. Конечно, «мини выше попы» я не надену, и топ с открытым пупом тоже. Но я не сделала бы это, даже если не была бы попадьей. Считаю это вульгарным. Но шорты ношу с удовольствием и футболки тоже. У меня хорошая фигура, и скрывать ее я не собираюсь. Касаемо прически, то я предпочитаю волосы средней длины. Такая прическа идет мне. Можно распустить волосы. Можно завязать в «хвостик», чтобы работать по дому. В храме я выгляжу скромнее, но элегантнее – изящное платье или костюм с юбкой, возможно слегка выше колена, украшения, нарядная косынка. Декоративной косметикой тоже пользуюсь. Но весьма умеренно. Бог наделил меня темными глазами и темными волосами. Я яркая от природы. Насыщенный макияж мне не подходит. А вообще, посещение храма должно быть праздником. Следовательно, выглядеть пришедшие сюда люди должны по-праздничному. Тем же, кто рядится в нечто жуткое, бесцветное и бесформенное, хочу напомнить, что Господь не поощряет кричащей демонстрации Веры. Вера должна быть в душе, и в сердце, а не снаружи. Поймите – попадья, это первая леди прихода. На меня смотрят. Мои наряды обсуждают, как наряды жен президентов. Я обязана нравиться прихожанам, быть для них образцом для подражания. А какая молодая девушка захочет быть похожей на безликое, бесполое чучело, в котором ничего не осталось от женщины? Так и от Веры молодежь отвратить можно.
На что живет семья Батюшки
Агрессивно настроенные граждане часто упрекают священников в меркантильности. Дескать, за совершение треб и обрядов нельзя брать денег. Жить священник должен чуть ли не в ящике от холодильника, ходить в лохмотьях, и ездить исключительно на троллейбусе. А уж иметь Батюшке личный автомобиль – это преступление, сравнимое с распространением наркотиков. Но ведь настоятель храма еще и мужчина, отец семьи. Как он сможет кормить эту семью, учить детей, платить за квартиру, одежду, транспорт? Зарплаты, причем мизерные, в Православной церкви Украинского патриархата, существуют только у тех священников, которые служат в соборах. Остальные живут за счет пожертвований на совершение треб и обрядов. В Писании сказано, что священники и их домочадцы питаются от алтаря Господня. Сколько это выходит в месяц? Это зависит от прихода. Наш приход небольшой и небогатый. В месяц получается от 500 гривень до 10 тысяч. Доходы мужа крайне нестабильны. Потому работать приходится и мне. Нет, на производство я не пойду. С моей светской специальностью я и полутора тысяч гривень в месяц не заработаю. Но у нас во дворе построены две теплицы. Зимой я выращиваю там зелень на продажу. Весной – рассаду и ранние овощи. Тружусь на огороде. У мужа есть пасека. Торгуем медом.
Касаемо машины, то машина нужна священнику не для того, чтобы возить себя, любимого за покупками в супермаркет, а для работы. Требы порой приходится совершать в разное время суток и в разных концах района. Когда мужа в три часа ночи зовут соборовать умирающего, такси вызывать не станешь. Не по карману нам это. Потому купили старенькую «Волгу».
Почему священники такие толстые
Еще священников часто обвиняют в чревоугодничестве. Дескать, священников худых, субтильных, практически не встречается. Значит, «жрут не меру». Это далеко не так. Во многих случаях «брюшко» – это такое же профессиональное заболевание, как и у оперных певцов. Живот появляется от голосовых нагрузок, когда во время пения увеличивается давление в легких и в брюшной полости.
Касаемо питания, то режим дня Батюшки никак не назовешь полезным для здоровья. Завтрак отсутствует. Литургию священник служит строго натощак. Перед службой, после 24 часов, есть и пить ему запрещено. Даже лекарства. Окончание службы около 13,00. Потом следуют обряды крещения, исповеди, причащения. И это на голодный желудок! Пару часов после обеда Батюшка старается поспать. Если нет вечерней службы, то муж едет совершать требы, посещать больных, освещать квартиры, совершать похоронные обряды. Если вечерня есть, то начинается она в 17 часов. Заканчивается около 19.00. А далее исповедь и личные беседы с прихожанами. Так что за ужином, то есть на ночь, Батюшка наедается от души и на полный желудок ложиться спать. Понятно, что полноты и живота при таком образе жизни не избежать. Как результат – развитие многих профессиональных болезней – варикозного расширения вен, сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, болезней желудка.
Легко ли быть матушкой?
Быть матушкой – это все равно, что быть женой военного. К тому же всегда на виду. Приходы не выбирают. Куда пошлют, там и станешь служить. На маленькую зарплату не пожалуешься. Да и жить приходится, как при военном. Бывает, собрались ужинать, но тут раздается телефонный звонок, и муж уезжает к больному. Появляется около трех ночи, уставший и замученный. Что поделать, встаешь, разогреваешь ужин, кормишь мужа. Такова моя судьба.
А еще устаешь быть объектом повышенного внимания «кумушек». Всех интересует, во что я одета, что покупаю к столу, не нарушаем ли мы постов, есть ли у нас компьютер, а у детей ролики и велосипеды, какой марки у нас мобильные телефоны, кто к нам приезжает, и что выносят из машин. Мы живем в обычном частном домике, который оставили нам родители мужа. Живем скромно. Я тружусь в огороде. Служу регентом в нашем церковном хоре. Стараемся быть доброжелательными и терпимыми. Так что в итоге к нам стали относиться просто как к соседям.
Тайный информатор: продавец продовольственного магазина
Тайный информатор: дельтапланерист
Тайный информатор: водитель маршрутного такси
Кривой Рог LIFE
отдельная благодарность EDDD.graphic за разработку эскиза для рубрики